Производств, заводов, фабрик, масштабных строек в Советском Союзе было много, не то, что сейчас. В маленьких городах производств не осталось и вовсе, фабрики закрываются, на территории бывших заводов возводят торговые комплексы. А раньше с работами проблем у людей не было, правда, тогда все и не рвались в менеджеры, управленцы, рабочие специальности были в почете и приносили достаточный доход для того, чтобы люди могли вполне неплохо жить. Фильм «За синими ночами» как раз на производственную тематику. Подобных фильмов снимали немало во времена Советского Союза. Конкретно – речь идет в сюжете о строительстве газопровода. В детали самого процесса строительства не стали вдаваться создатели, все же стройка служит фоном. Основной акцент сделан на конфликт, который возник непосредственно касаемо этой стройки. В конфликт вовлеченными оказываются строители и проектировщики. Однако не так важны их специальности, это конфликт между людьми, отсутствие взаимопонимания, когда кто-то остается глух к голосу разума, гнет упорно свою линию, считает себя правым. Создатель этого фильма - Ольгерд Риксович Воронцов уже обращался к подобной теме, теме производства, есть у него такая киноработа, как «Северный вариант» о деятельности нефтяников, пытающихся отыскать нефть в северных краях. «Северный вариант» был снят за десять лет до выхода «За синими ночами», казалось бы, десять лет не такой уж и большой отрезок времени. Но как сильно изменилось отношение народа к работе. Конфликт здесь показан такой же извечный, как и противостояние добра и зла. В борьбу вступают те, кто борется за справедливость, хочет жить по совести, оставаться честным, поступать правильно, не пятнать свою репутацию сомнительными делами и поступками и таких единицы, и те, кому безразлично все, он живет как удобнее ему, ищет выгоду для себя, и таковых, увы, большинство.
Это фильм жизненный, он о жизни обычных людей, которые заняты не только работой, но и решением личных проблем, переживающих из-за различного рода неурядиц. Нашлось место и романтическим настроениям в картине. Переживания героини, которая одинока, хоть и замужем, ей не хватает внимания, она так по нему соскучилась, и тут на нее обратил внимание импозантный мужчина, подарил ей частичку романтики, и она почувствовала себя снова женщиной, желанной, красивой. Вот даже такому здесь нашлось место романтическому отступлению. Очень хорошо сыграла актриса! Убедительно. Ее эмоциям веришь, и понимаешь, что окажись на ее месте, наверняка тоже попала бы под обаяние такого харизматичного мужчины, оказавшегося ловеласом. Но она вовремя одумалась, с мужем их связывали крепкие отношения, брак строился на любви, и с годами эта любовь не прошла, просто притупилась за бытовыми хлопотами, неурядицами. И возможно как раз ситуация, в которой оказалась героиня, стала толчком к тому, чтобы вспомнить о своих чувствах к супругу. К героине Светланы Томы нельзя остаться безучастной. Лично мне были поняты ее чувства, переживания. Юрий Назаров предстал в образе достойного мужчины, спокойного, трезвомыслящего, рассудительного. С таким можно быть уверенным в завтрашнем дне. Гиртс Яковлевс человек – праздник. Мощное обаяние, перед ним и, правда, нельзя устоять. Он умеет очаровать. Недавно читала про этого актера, так в статье было сказано, что он обладает шармом. Это, правда, далеко не у каждого он есть! Здесь же он предстает в образе рокового обольстителя, едва не уведшего из семьи примерную супругу и заботливую мать.
Органично удалось создателям картины совместить производственную тематику с мелодраматической сюжетной линией. Нашлось место интриги, нешуточным страстям. Сюжет реалистичный, он и о любви к своему делу, увлеченности работой, желанием отстаивать свои взгляды, и о любви к другому человеку. Фильм получился интересным, не нудным, достаточно динамичным. Порадовала игра актеров. Очень красиво показан Ленинград. Я люблю этот город, с удовольствием любовалась на него в кадре. Советую к просмотру все, кто любит картины об укладе жизни советского человека.