«Во бору брусника» является своеобразным «водоразделом» в кинотворчестве Евгения Васильева, впитав в себя всё самое лучшее всех его предыдущих фильмов, как в плане сюжетной глубины, так и в плане раскрытия этой глубины операторским искусством. Сюжет его фильмов всегда по-своему интересен, а уж способ «подачи», чем, собственно, и является сам фильм, интересен вдвойне, потому что Евгений Васильев любит экспериментировать в плане комбинированных съёмок. (Сны, воспоминания, ретроспективные вставки очень удачно дополняют основное повествование.)
Фильм снят по мотивам двух произведений талантливого писателя Леонида Анатольевича Фролова: повести «Во бору брусника…» и рассказу «К сыну». По словам Юрия Нагибина»… Его проза пахнет свежескошенной травой, парным молоком, росной свежестью утра, талым снегом, печным сухим теплом избы — всем, чем было напоено детство… и что никогда не перестанет волновать…" И фильм в полной мере передаёт всё это, заставляя ежесекундно сопереживать главным героям, которых так блистательно сыграли Геннадий Гарбук и Любовь Соколова.
Говорить о сюжете нет смысла, потому что «пересказать» очень колоритный и своеобразный слог Леонида Фролова весьма сложно, да и не нужно. Достаточно отметить, что первая серия целиком посвящена повести «Во бору брусника» и довольно точно соответствует оригиналу. (Особенно это касается «видений» Ксении своего не вернувшегося с фронта жениха Тихона. Но и кроме этих эпизодов режиссёр очень точно передал атмосферу авторского текста «высветив» её отличной операторской работой.) Основой второй серии является сильный в эмоциональном плане рассказ «К сыну», который Евгений Васильев, как сценарист, несколько переработал, сделав его продолжением и логическим завершением повести.
Фильм довольно простой, а оттого — особенно проникновенный, потому что честно и прямо рассказывает о вещах понятных всем нам — о деревенской жизни, о людях, о семейных отношениях, о любви, которая делает человека способным преодолеть любые трудности. На протяжении 160 минут перед зрителем проходит множество персонажей, сыгранных как маститыми, так и совсем не известными актёрами. Кто-то из них запоминается с первых секунд появления в кадре. Кого-то и вспоминать не хочется ("сердобольные» мотоциклисты, которые довезли старика до остановки, при этом, не забыв обобрать его). Кто-то вызывает симпатию и участие, кто-то отталкивает своим поведением (Гена-«жиголо» /Александр Потапов/, или сын-алкоголик Кирилл /Александр Леньков/).
Фильм буквально наполнен музыкой песнями, частушками, которыми так славится русская душа. Собственно, о бесценном богатстве этой самой души — и весь фильм. Зрителю не нужно решать визуальные головки, или разгадывать сюжетные ребусы — нужно просто смотреть и слушать. А когда этого окажется недостаточно, потому что с хорошим фильмом, как и с искренним человеком, всегда трудно расставаться, прочитайте книгу Леонида Фролова «Во бору брусника…" в которую, вошли одноимённая повесть, повесть «Полежаевские ягоды», а также рассказы, объединённые с повестью общими героями…