"Пингвины моей мамы" является одним из немногих значимых и значительных по качеству российских сериалов. Новая, относительно, работа от маститого режиссёра и сценариста Натальи Мещаниновой (автор сценариев крайне удачных работ "Аритмия", "Сердце Мира", а также многих других; режиссура, помимо прочего, "Школы", "Обычной женщины", того-же "Сердца мира" и российско-украинской адаптации "Красных браслетов").
Сериал весьма сложен; настолько, что жанр его зрители определяют неоднозначно: либо как чистую драму (при этом добавляя, в своих суждениях, что от комедии здесь практически ничего нет), либо как драмедию. Подобные оценки заставляют вспомнить слова Жоры Крыжовникова в интервью Пивоварову на RTVi о том, что даже в строго драматических работах, том же "Преступлении и наказании" Достоевского есть много смешных жизненных моментов, да и реальная жизнь сама по себе полна забавных случаев которые сосуществуют с совершенно не смешными вещами. В аспекте сравнения работ Мещаниновой и Крыжовникова можно сказать, что в "Пингвинах...", так же как и в "Звоните ДиКаприо" реалистичность весьма высока, особенно относительно среднего уровня российского кинематографа и как раз такова, что смешные моменты сопутствуют грустным; апофеозом этого в "Пингвинах..." является выступление главного героя на стендап-сессии с монологом о своей жизни, в котором он, собственно, де-факто ничего не придумывает и при этом неоднократно "взрывает" зал; афоризм "смешно - потому что правда" сам приходит на ум.
Сюжет описывает небольшой отрезок времени из жизни московского 15-летнего подростка Гоши и развивается вокруг двух центров: отношений парня в семье и попыток влиться, вписаться в коллектив стендапщиков из модного кафе; эпизодически также в повествовании показывают школу, где учиться герой, причём очень удачно, с точки зрения художественной интересности сценария, выхватываются как достаточно острые моменты школьной жизни: травля одноклассников, формалистские придирки преподавателей и прочее (да один только эпизод с демонстрацией прохода в школу через турникет, по пропуску, напоминает многим взрослым, в каком жёстком мире мы живём), так и спокойные и бытовые, но, в то же время, яркие события: разговоры с другом, попытка познакомиться с девушкой, товарищеская взаимопомощь.
Пласт сюжета, охватывающий внутрисемейные отношения завязан на оригинальной и, до этого сериала, слишком плохо и поверхностно развитой канве жизни с приёмными детьми и многодетного родительства. Очевидно, сказать что эта тематика социально-актуальна - это ничего не сказать. С какой-то стороны может показаться, что Мещанинова разработала тему несколько поверхностно: крупная семья, ютящаяся в не самой большой квартире (к тому же всего с одной ванной); авторитарная, подавляющая супруга, мать с бзиком на усыновление всё новых сирот; мучения с неадекватным и неуправляемым ребёнком - всё это наталкивают на предположение о сюжетной задумке как попытке показать "обратную сторону" умиляющих кого-то многодетных семей с приёмными детьми, с односторонними, однозначными выводами. Однако автор сценария и режиссёр весьма неплохо разбирается в теме, которая ей близка - она знакомилась с документальными фильмами о многодетных семьях, в интервью сообщала, что специально консультировалась с психологами, которые работают в сфере усыновления; есть монолог героини Александры Урсуляк, играющую маму, в котором она признаётся соцработнику, что усыновляла детей для заполнения внутренней пустоты и из-за боязни (явно патологической, надуманной, судя по сериалу) потерять супруга от того, что она больше (после первого и единственного родного ребёнка) не способна родить - этот монолог, согласно Мещаниновой как раз написан на основе консультации с психологом по вопросам сюжета сериала и мотивации матери главного героя. Таким образом становится понятна мотивация "родительницы" основанная не только и, вероятно, не столько на сострадании к детям-сиротам, но и на собственных, психопатологических паттернах; эпизод с излитием души соцработнику является одним из самых драматических моментов сериала. Кроме того, сценарий изначально, с первой же серии, демонстрирует сложности жизни в большой семье на ограниченной жилплощади, также и мать сразу же показывается не слишком любящей для своего родного ребёнка, когда такие маркеры демонстрируются в самом начале сериала - сложно говорить о какой-то хитро-банальной задумке подкрепить киноисторией мораль: "детей надо столько, сколько в состоянии воспитать", после просмотра работы полностью, понимаешь, что сюжет гораздо глубже. Гоша, по целому ряду причин, уходит из дома, Елена - его мать, по своему начинает переживать и в последних сериях сериала демонстрируется, как, постепенно, с оговорками, но к ней приходит осознание того, что в своей семье она делает что-то не так.
Другим "контрольным пунктом" разворачивающегося сюжета является стендап-кафе в тусовку которого хочет влиться главный герой. Стендап для него - это, очевидно, и попытка самовыражения, недоступная в родной семье; и осуществление желания вырваться из обыденности хоть куда-то, к вершине карьеры или же в пропасть; и даже банальная психотерапия - из-за атмосферы в родной семье парню просто нет возможности выговориться кому-то иному, нежели зрителям стендап-кафе, как бы странно это ни звучало. Коллектив близких по взглядам на жизнь людей, даже при том, что далеко не все из них воспринимают героя полностью серьёзно и дружелюбно, частично заменяет Гоше семью, вернее то духовное взаимодействие, которое в ней происходит или же должно происходить, частично - представляет собой дружественную компанию коллег; Среди стендаперов он находит и дружескую поддержку и советы старших; в итоге подобная аберрация ещё и выливается во влюблённость подростка к взрослой тридцатилетней женщине-участнице "бэнда" Насте (актриса - Надежда Иванова), которая проявляет к Гоше определённую заботу и участие - настолько, что можно говорить о фроммовской версии эдипова комплекса от Гоши по отношению к героине Ивановой. Кроме описания собственно взаимоотношений главного героя с резидентами стендап-клуба в сериале весьма оригинально и точно показана сама суть феномена стендапа. Жанр, начало которому дал великий Марк Твен и который вырос и эволюционировал, как это ни покажется странным, из публичных лекций образовательного характера, был архипопулярным в РФ в нулевые - с текстовым интернетом и вынужденной необходимостью развлекаться не столько в сети, сколько посредством походов в специализированные заведения или просмотра выступлений комиков по ТВ, но внутренняя кухня работы стендап комиков долгое время оставалось за кадром; "Пингвины ..." - одна из редких работ, раскрывающая подоплёку работы стендаперов и, вероятно, лучшая из существующих; например мини-сериал комика Данилы Поперечного "Ничего смешного" - при всей своей харизме всё же более комедийный, нежели реалистичный, в целом гораздо слабее "Пингвинов..." да и вообще - немного про другое. В работе Мещаниновой "в живую" показан процесс создания текста, закулисы стендап-студии, взглядом со стороны сцены в зрительный зал видишь сложную публику среди которой обязательно попадаются токсичные быд...оватые персонажи; из-за знания "предыстории" выхода артиста на сцену можно почти физически ощутить - как ему подчас сложно работать. В итоге мы видим стендаперов совсем под другим углом, многие предстают в виде персонажей, вынужденных натягивать метафорические маск для игры на сцене и живущих двойной жизнью - отдельной для публики и отдельной - для себя и своих близких; в виде археотипичного образа "грустных клоунов". И особую изюминку и этой сюжетной арке, и всему сериалу придаёт участи в сериале реальных комиков из "Stand-Up Club #1" - Евгения Сидорова, Миши Кострецова и Саши Малого (подозреваю, что фамилия "Малой" всё же склоняется) - они выступали в роли своих прообразов, этаких суперкамео, что редкость не только для российского киондела, но идля мирового, где камео - обычно незначительная эпизодическая роль; кроме того для многих сериалов на Западе камео персонажа почти всегда сверхположительная, они просто не совершают отрицательных поступков; в "Пингвинах..." же стендаперы-играющие-себя представлены как весьма сложные персонажи, тот же Малой, например, однажды просто посылает Гошу в эротическое путешествие; подобный подход так же добавляет очков в пользу сериала.
Возвращаясь к упоминаемому в описании сюжетной арки о пути Гоши на пути стендапа варианту комплекса Эдипа, стоит сказать, что сериал в целом насыщен элементами, характерными для классического психологического романа и особо много отдано описанию сексопсихологических феноменов и комплексов, в первую очередь эдипова. Перечислить все моменты "Пингвинов..." с акцентами на психологию просто сложно, поскольку работа ими буквально пропитана; начиная уже с названия сериала, являющегося многовекторной отсылкой: и к случаю с нахождением в комнате родителей вибратора, отдалённо напоминающего по форме пингвина, о чём также упоминает и обыгрывает Гоша в своём "монологе о жизни" на стендапе, и к разговору Елены с соцработником-психологом, в котором она признаётся о том, что усыновляет детей "для себя", из-за своей фобии; таким образом, в итоге, в названии сериала частично раскрывается психопатология матери семейства - дети для неё оказываются теми же игрушками и заменителем, эрзацем семейной жизни (сама Мещерякова призналась, что название в первую очередь отражает точку зрения главного героя). Красной нитью в сериале проходит тематика эдипова комплекса: и у Гоши, и у его "сиблингов"; причём как классического фрейдистского, так и его вариации в адлеровской психологии индивидуумов, в которой указывается на обоюдное влияние братьев и сестёр и их взаимное соперничество за внимание матери, в данном случае ситуация значительно усиливается и обостряется фактом того, что Гоша - единственный родной ребёнок... про фроммовский вариант эдипа уже было сказано. Подчас показные психосексуальные проявления переплетены в сериале: в одной из серий родители пытаются заняться любовью, но к ним начинает ломиться недавно усыновлённый трудный, психически неуравновешенный "сын" Виталик; после того, как Лена с трудом его успокаивает она, очевидно уже уставшая, явно не хочет заниматься сексом и, одновременно, не хочет сообщить об этом мужу, подсознательно либо осознанно понимая, что в таком случае супруг будет винить Виталика в своей сексуальной неудовлетворённости, в результате чего мамой принимается компромиссное решение подр...чить мужу. На вопрос: "Ты чего?" следует "гениальный" ответ: "Просто я очень тебя хочу", после которого мужу, до которого окончательно доходит смысл ситуации, становиться противно и он посылает жену в ж...пу; Сам муж, герой Аграновича, постоянно подвергается психологическому давлению со стороны супруги и, в ходе развития сюжета сериала, когда ситуация накаляется, начинает явно осознавать ненормальность ситуации доминирования над ним Лены. Интересно, что единственная девочка в семье, приёмная дочь Соня, отнюдь не испытывает к отцу синдром Электры, что косвенно говорит о том, что как близкого человека, отца в полном смысле слова она его не рассматривает, понимая, что иметь так много приёмных детей - не его выбор, более того, сложившейся ситуацией он не слишком доволен; особенно ярко это проявляется в эпизоде с началом у Сони месячных (практически на глазах у всего класса, что гарантирует серьёзную психологическую травму) - отец не особо напрягаясь пытается успокоить девочку, что у него не выходит из-за их очевидной эмоциональной отдалённости друг от друга. Месячные у девочки в видеоряде, намёки на просмотр порнографии одним из детей, шутки детей над сексуальными игрушками Лены, постоянные отсылки к Эдипу, апофеозом чего стал один из стендапов Гоши, в котором он начал говорить об этом открыто - сериал "Пингвины..." постоянно затрагивает полузапретные темы для российского кинематографа; достаточно сказать, что литература на тематику эдипова комплекса и инцеста, в широком смысле, долгое время фактически отсутствовала в России – рассказ Горького "Отшельник" о синдроме Электры, несколько упоминаний в первом томе "Тихого Дона" Шолохова, "Нижегородский откос" и "Соляной амбар" Пильняка, плохо встреченные цензурой и долго остававшиеся малоизвестными – вот, в общем и всё; остальные работы относятся уже к перестроечному и постперестроечному периодам, а единственным (хоть и весьма качественным) фильмом было "Зеркало" Тарковского.
Финал сериала, несмотря на кажущийся хэппи-энд, остаётся открытым. Хотя личностный кризис Гоши разрешился, катарсис наступил, однако негативные факторы не испарились полностью: он всё ещё живёт многодетной семье, где он один из старших детей; его всё ещё могут (и, вполне вероятно, будут) травить в школе… Приходят ассоциации с последней сценой "Я – Шарлота Симмонс" Томаса Вулфа в которой тоже кажущийся "счастливым" финал на самом деле является одним из самых сильных и драматических моментов романа; разница в том, что в " Шарлотте Симмонс" это более явно. В целом, недосказанность многих моментов, заставляющая зрителей задуматься, является значимой составляющей художественной ценности данной работы: не говориться, что именно за болезнь у Виталика из-за которой он без волос – а ведь заболевание может быть очень серьёзным; в банальном, внешне, эпизоде, в котором классный руководитель начинает расспрашивать Гошу о том, почему он прогуливал школу, какая у него обстановка в семье – мы видим, что главный герой, как обычно для него – с шуткой и улыбкой, отговаривается, но, в то же время вместе с ним чувствуем почти физическое напряжение момента – понимаем то, что и герой осознаёт – с таких разговоров начинаются вопросы "а не плохо ли тебе с мамой, не обижают ли тебя" которые заканчиваются обращением в опеку, которого мама Гоши боится как огня – ведь тогда у неё заберут ВСЕХ приёмных детей и обостриться ситуация с Гошей (этот узел также является важной частью интриги сюжета – Лена даже запрещает мужу обратиться в полицию для поисков сына); незначительный момент в сериале, когда один из стендаперов, неразделённая любовь Насти, на съёмках для видеохостингов начинает жёстко шутить нда ней на сексуальную тему и заявляет, что во время секса она любит, когда партнёр облизывает её пальцы, получат дальнейшее развитие через несколько серий, когда Настя занимается с Гошей оральным сексом и действительно пытается засунуть ему в рот свои пальчики – мы понимаем, что был рассказан реальный фетиш героини, ситуация аналогична рассказу героя Петрова в "Звоните ДиКаприо" о том, как его в детстве чуть не задушила мать – эпизод получает подкрепление в будущем.
Всех сюжетных перипетий и отсылок сериала в рамках рецензии рассказать невозможно, остаётся только упомянуть замечательную игру всех актёров и сказать несколько слов об особенностях съёмок и сценария: в одно время было принято высокохудожественные и претендующие на это звание работы от российских режиссёров и на теме отечественного материала снимать со специфичной негативной позиции: в самом начале "Хвоста" нам демонстрируют сцену с перекусом медработников, снятую так, что она вызывает отвращение; в "Дураке" нет ни одной светлой, во всех смыслах, сцены, примерно то же – в фильме о поисках пропавшего ребёнка рассорившимися родителями. Глубинный смысл этого в том, что на Западе, где надеются получить признание и финансирование создатели такого кино, не востребовано о России практически ничего, кроме чернухи, это надо признать. Не так давно начали появляться работы, рассчитанные в первую очередь на внутренний, российский рынок, которые отходят от этой тенденции и "Пингвины…" - одна из них. В заключении необходимо указать на весьма спорный выбор саундтреков для сериала – том почти перманентно звучит «русский рэп» весьма посредственный, как кому-то может показаться. Это, однако, вопрос вкуса, да и придаёт особой изюминки сериалу акцентируя внимание на том, что это именно российская история.