В кинофильме «Двадцать дней без войны» описывается конец 1942 года. Фронтовому журналисту Лопатину повезло оказаться в Ташкенте и провести там незабываемый отпуск в 20 дней за Сталинград. После сталинградских событий, полных боли и огня, он никак не может привыкнуть к мирной жизни, она ему кажется какой-то странной. Жизнь с убогим бытом, с размокшими саманными домиками, грязный снег, похоронки с фронта, нервно зажатые в кулаке карточки на хлеб, где ожидание сводок от советского информбюро уживается с театральными представлениями, идущими, несмотря на военное время. Эти 20 дней вошли в жизнь Лопатина яркой лентой событий, сотканной из мирной встречи нового, 1943, года, любовных переживаний и съемок на Ташкентской киностудии фильма о военных событиях.