Я такой человек, что не могу однозначно ответить какая экранизация фильма лучше не могу и не хочу, поэтому фильм Ордынского трогать не стану. И уж речь идет о проекте 1957-ого года, то и буду говорить о нем. Я этот фильм обожал еще будучи совсем юнцом, и с возрастом к нему отношусь менее эмоционально, чем раньше, но факт того, что содержание его потрясающе, признаю и по сей день. Перед нами потрясающая художественная трилогия. Версия Рошаля меня покорила своей многосторонностью, оригинальностью. Вы только представьте, что в трех сериях, которые идут по одному часу сорока минутам, необходимо было вместить весь роман Алексея Толстого. За такую работу браться невероятно сложно, ведь речь идет о важнейших событиях, и доносить приходилось все в сжатом варианте и, к сожалению, обрезанном. Поэтому полагаю, что многие люди, кто не знаком был с произведением, могли и озадачиться содержанием. Это действительно сложная работа. Но больше серий и снимать не планировалось, необходимо было три серии.
Конечно, у сериала огромное количество преимуществ и достоинств, авторы проделали колоссальную работу. Смотрится все интересно, ярко, много людей приняло участие в фильме, были потрясающие костюмы, уделялось внимание мелочам, было много естественных съемок. А как же хороши актеры, ведь советские фильмы славились безупречной игрой, да и на фильмы деньги тратились, пусть под отчет, но качественно работали. Конечно, специфика игры в прошлом имеет свои особенности. Это и театральность, выражение лиц, которые либо слишком эмоциональны, либо словно камень. Знакомо ведь? Это просто факт. Вместе с тем, не могу обратить внимания, что написанное в романе было интерпретировано в фильме в другом ключе. Фильм все упростил донельзя. Белые показаны здесь животными, иначе не назовешь, а красные праведниками. В романе показано все куда интереснее и не так однозначно. Здесь эпизод со стрельбой в женщину, держащую ребенка, показан дьявольски. Ротмистр Мекке просто сатана, и явно тут уже и о мотивах говорить не приходится. Просто фашист и каратель.
Слишком много поменяли, слишком много недодали. Тут почему-то Корнилов начинает говорить о карательных отрядах! Но в совещании под Екатеринбургом, в трудах Толстого подобного не было. Да и Деникин, генерал, был против и не разрешал расстрелы пленных, если кто ослушивался, то следовали серьезные последствия. Но в фильме он сам отдает приказ о том, чтобы пленных отвести подальше и застрелить.
Слишком уж это вразрез с произведением идет. Так и хочется сказать, «Не хорошо, товарищи, поступаем!». Офицеры показаны красивыми внешне, но гнусными душевно, неприятными и омерзительными. Да и были ляпы в фильме, конечно.
Но говорить о них не буду, так как понимаю, что, например, нарисованные декорации вместо реальности были необходимы, да и в те времена и в зарубежных работах тоже к такому прибегали.
Если сравнивать книгу и фильм, то книга лучше. Я бы мог сказать, что не все будут читать, но многие посмотрят кино, и это хорошо и плохо. Так как в кино расставлены свои акценты, а и образы многих центральных персонажей отличаются от того, какими они были показаны в книге. Да и вообще историю меняют везде.
В сериале приняли участи бесподобные актеры и актрисы. Руфина Нифонтова, Гриценко Николай, очень они мне пришлись по душе, их герои Катя и Рощин превосходно показаны. Михаил Козаков проявил себя хорошо, Наталья Кустинская порадовала.
Конечно, упрощение героев – это необходимость для кино, но иногда это переходит границы, слишком странно и театрально выглядел Лева Задов, Махно и Сорокин.
Фильм я советую посмотреть, но книга будет информативнее, да и в ней больше подробностей, вы больше поймете. Там больше персонажей и смысл совершенно иной.