Режиссёру Михаилу Казаковы удалось раскрыть в своем фильме целый ряд важных вопросов, касающихся истории нашей страны. Этот фильм дает возможность зрителю ознакомиться с некоторыми фактами истории сталинского периода, не очень широко известных широкой общественности, а также знакомит нас с различными точками зрения на моменты, которые до сих пор являются предметом спора ученых. Фильм снят по реальным событиям, прототипами его героев стали живые люди, жившие в 30-х года двадцатого столетия. Действие фильма происходит в Париже, главные герои – русская интеллигенция, эмигранты. Часть из них становится агентами ОГПУ.
При этом фильм все же нельзя назвать историческим, хотя и каких-то явных ляпов и несоответствий исторической действительности я в сериале не заметил. Скорее это художественный фильм с детально проработанным историческим фоном. Отдельной заслугой режиссера я считаю то, что он сумел воплотить в фильме то, что сам он назвал очарованием зла.
Действительно, герои фильма живут и действуют в удивительной атмосфере аморфного, безличного зла. Оно пронизывает каждый их шаг, хотя ярко выраженных отрицательных героев в ленте нет. Впрочем, как и положительных. Нельзя же считать воплощением зла того же Ежова. Да, он репрессировал полтора миллиона человек, но он практически не понимал, что происходит вокруг, с ним, с его окружением. И жизнь он закончил так же, как и его жертвы: с пулей в затылке. И интеллигенты, переметнувшиеся на стороны ОГПУ, вряд ли могут быть адептами зла. Скорее его жертвами.
Эта атмосфера зла и очарования пронизывает каждый кадр фильма и производит неизгладимое впечатление на зрителя. Она проходит через жизни всех персонажей фильма, и главных героев и их окружение, многие из этих людей никогда не знали друг друга. Их судьбы сплетаются в единый клубок под влияние обстоятельств, жестоких и неумолимых, которые приводят некоторых из героев к трагическому концу.
К сожалению, не слишком радует игра актеров, особенно много фальши в изображении пожилых Болевича и Гучковой. С другой стороны, это ведь телевизионный фильм, а значит не стоит ожидать от него полной достоверности во всем. Тем не менее, впечатление немного испорчено, о чем все же хочется упомянуть.
Михаила Козакова не нужно представлять ни как актера, ни как режиссера. Он, без всяких сомнений, мастер своей области. И можно, как любить, так и ненавидеть его проекты, или роли, которые он играл. Однако мастерства от всего этого у него не убавится. Я, как давняя и преданная поклонница его творений, очень тщательно наблюдаю за его деятельностью, конкретно в кино (ибо данный тип искусства наиболее доступен широкой публике).
Художественный фильм «Очарование зла», который был показан недавно на телеканале «Культура», посмотрела достаточно легко и ни капельки не жалею о потраченном у экрана времени. До этого никогда не приходилось наблюдать на отечественном телевидении такого рода истории — про деятельность советской разведки 30-х гг. за рубежом. Даже учитывая то, что данная тема, без сомнений, до конца не раскрыта, как в публицистике, так и в документальном жанре.
Разумеется, тем, кто по-серьезному заинтересован русской историей, советскими разведслужбами, русской эмиграцией обнаружат в данном фильме множество фактов, расходящихся с реальными событиями, и я буду с ними полностью согласна. Слишком много тут, откровенно искажено или выдумано. Но, по словам режиссера, историческая подпорка была для него необходима, но не столь приоритетна. Да и важно учитывать, что М. Козаков выбрал не документальный жанр, а художественный стиль.
И, вероятно, имел полное право на такого рода расхождение от сухих исторических реалий и художественный вымысел. Хоть, я и не соглашусь с интерпретацией нескольких моментов в фильме. По моему мнению, фильм вышел довольно интересным и занимательным. В центре сюжета — любовные отношения Александра Болевича и Веры Гучковой на общем фоне «деятельности» спецслужб с судьбами других людей. Любовь искренняя. Любовь многогранная. Любовь взаимная. Любовь непонятная. И у главных персонажей, и у остальных героев картины имеются реальные прототипы. Из-за этого телесериал сильно получил от критиков. Персонажа Болевича, по моему мнению, великолепно сыграл Алексей Серебряков.
Его отношения с Верой — очень светлые и по-настоящему искренние. Преданность своему долгу и аспектам революции раскрывают нам его с иной стороны — холодным и расчетливым чекистом. Подобная двойственность герой Болевича довольно естественна для представителя столь специфичной профессии. Наталья Вдовина, сыгравшая роль Веры Гучковой не особо хороша, как ожидалось. Однако ей стоит отдать должное, легкомысленная и неуравновешенная женщина из нее получилась славная. Для меня так и осталось затемненным, из-за чего же Вера согласилась на сотрудничество с органами? Жажда острых ощущений? Деньги? Или может идейные соображения?
Первое для нее было несвойственно, второе — сомнительно (дочка бывшего председателя Госдумы не имела нужды), третье вообще в фильме отсутствует… Впрочем, возможно это режиссерская затея такая? Додумайте, мол, сами, почему. Кстати говоря, история реальной Веры Гучковой довольно интересна. Многое до сих пор рассуждают, числилась ли она вообще в спецслужбе. В том, что числилась — сомнений теперь никаких. Факт посещения СССР в 30-х гг. при полном разгаре репрессий — также неоспорим. Но что, же ее уберегло от ареста и участи всех «неугодных» государству людей, все еще остается тайной.
По крайней мере, фильм дает много пищи для размышлений. И совсем необязательно во всем соглашаться с режиссером. Анна Каменкова — одна из моих любимых отечественных актрис, неплохо сыграла в фильме роль певицы Надежды Плевицкой, тоже агента советских спецслужб («Курский соловей» НКВД). Судьба этой женщины, как и ее мужа белого генерала Скоблина, действительно оказалась трагичной. За участие в похищении генерала Миллера и за шпионаж в пользу Советского Союза Н. Плевицкая получила двадцать лет каторги и десять лет запрета на пребывание во Франции. Ее переправили в тюрьму строгого режима, где через пару лет, «безропотно и тихо», она умерла осенью в 1940-м году, когда Франция была уже оккупирована фашистами. В роли Марины Цветаевой — великой русской поэтессы XX столетия, снялась в фильме актриса Галина Тюнина.
Нужно сразу расставить акценты: телефильм не о Цветаевой и затрагивает лишь часть ее биографии. Задачу, которую поставил режиссер, Тюнина выполнила полностью, изобразив душевные метания между жизнью в эмиграции и возвращением в Россию. Непростые отношения этих заурядных личностей, их характеры и судьбы, которые — у некоторых осознанно, у некоторых случайно, у некоторых вынужденно — оказались частицей политических событий нашей страны, составили сюжет картины «Очарование зла».