Сначала хочется акцентировать внимание на том, что создавать экранизации по биографиям великих людей – это очень сложно. Нужно понимать, что это не книга и не рассказ, это реальная жизнь реального человека, тем более известного и очень неординарного. У каждого свой взгляд на жизнь таких людей, на важность отдельных моментов, на их характер, на их активность или молчание. Создавать картину на основе жизни Маяковского – это втройне сложная задача. Так что он являлся человеком крайне неспокойным, ярким и вместе с тем достаточно замкнутым и ищущим понимания. Даже в моих строках некоторые найдут несоответствие со своим пониманием его творческого пути.Любая жизнь – это слишком субъективная отрасль. Поэтому фильм, снятый о Маяковском, встретил огромное количество критики.
Авторы поставили перед собой весьма нелёгкую задачу: объяснить причины самоубийства Маяковского, потрясшего современников и вызывавшего всегда массу комментариев и домыслов. С одной стороны, причина понятна — трагическое мировосприятие, причём не на бытовом, а на экзистенциональном уровне. Именно это делает его величайшим поэтом, несмотря на массу проходных стихов, но это же вело к неизбежному самоубийству. В сериале передан трагизм скорее бытовой: одиночество, неприкаянность, жажда счастья, пугающая обыкновенных людей своим накалом.
И вот, намекнув не без оснований на политические причины и разочарование в возможности человека изменить мир, авторы сосредоточили внимание на мелодраматическом сюжете. С одной стороны, это обеспечивало внимание обывателя, с другой — давало возможность «высветить» образ великого поэта, неординарность поведения которого могла вызвать осуждение «массового зрителя». На роль злодеев, естественно, выбрали Бриков: они были рядом с поэтом на протяжении всей жизни, что обеспечивало единство действия, К тому же Лиля Брик — тип, обывателю не встречавшийся в жизни и потому вполне непонятный.То, что авторы знали, что все даваемые ими мотивы поведения Лили Юрьевны, безоговорочная клевета, несомненно: известно отношение к ним Маяковского, который и в прощальной записке назвал их своей семьёй и именно её единственную умолял любить, существует масса воспоминаний, рисующих Лилю умной, обаятельной царствующей королевой, купающейся в обожании своей свиты. Манипулировала ли она Маяковским? Конечно, да, как и всеми другими многочисленными добровольными восторженными подданными. Но дело уж никак не в меркантильных соображениях, приписываемых ей авторами. Своевольная властность — обязательная составляющая той харизмы, которой она обладала и которая и была её талантом, привязывавшим к себе Маяковского. Был ли здесь элемент игры? Несомненно, но он понимался обеими сторонами, он вносил эмоциональную остроту в жизнь обоих, и кто знает, насколько раньше наскучила бы жизнь Маяковскому без этой наполненности?
Начинается повествование с написания знаменитого предсмертного письма. Мне кажется,это строки: «Всем...» выучили уже все : от школьников, изучающих творчество великого поэта, до пожилых людей, которые сутками перечитывают его произведения. На мой взгляд, можно было начать гораздо интереснее. Зритель уже знал, что Маяковский писал письмо, потом застрелился. Это не новшество, не открытие. Можно было попытаться привлечь аудиторию каким-нибудь интересным ходом, неординарным началом сериала. Кстати, тут же и получилась злая шутка с изображением этого письма.Ведь по сути, весь этот сериал – одна большая сплетня. Во-первых, изображены странные факт, которые ничего не подтверждает; во-вторых, представление героя в рамках фильма – это всегда субъективизм. Так как любая кинокартина – это взгляд режиссера на вещь, а тут под прицел попала жизнь великого поэта. Поэтому крайне неосторожно было помещать в сериал эпизод с написанием Маяковским предсмертного письма, где всё заканчивается на «И, пожалуйста, не сплетничайте. Покойный этого ужасно не любил».
Хочется также остановиться на игре актеров. Я лично не воодушевилась от игры Чернышова. Почему-то никак он не воспринимался в роли Маяковского.Хотя он очень естествен в бунтарских сценах, в полемике, даже в несколько необычном поведении с женщинами, но уж очень преувеличивает в конце, в «трагическом сумасшествии», но это вполне по законам мелодрамы. Думается, при хорошей режиссуре и по более приличному сценарию он способен выразительно передать трагизм Маяковского, но для этого нужны были бы лучшие стихи, а не вполне случайный и неровный их подбор в сценарии, нет даже «Лилечке (вместо письма)», а без него как можно серьёзно говорить об их отношениях.
Образ Лили мне тоже показался странным, нечетным, неясным. Она изображена однобоко и абсолютно лишена своего природного обаяния. Создается впечатление, что автор совсем не понимал, чем является она для Маяковского, поэтому представил её очень ограниченно и безвкусно. Невероятны однообразны и примитивны её «коварные, томные» взгляды.
Также и Дмитрий Нагиев никак не воспринимается в роли искусствоведа, человека, который буквально проложил дорогу к творческому подъему поэта. Его игра выглядит примитивно. На мой взгляд, после скандальных шоу и глупых комедий, в которых принимал участие Нагиев, теперь сложно его воспринять серьезно в такой важной постановке. Но попытка была неплохая. В том смысле, что на его место требовался человек с такими же внешними данными и ,может быть,даже с похожей мимикой.
Напряженность создает излишний драматизм. Понятно, что создателями фильма руководило желание сделать фигуру поэта ещё сильнее и ярче, но они явно перестарались. Слишком много эпизодов, где Маяковский ,будучи ещё неизвестным ,начинает читать свои стихи, и вдруг все вокруг замолкают. Эта сцена слишком перенасыщена пафосом.
Глубины в сериале тоже не наблюдается. Если вспомнить экранизацию «Есенин», то там видны настоящие чувства, искренность, честность. В «Маяковском. Два дня» всё достаточно поверхностно.
Кстати, вопросы появились и к названию фильма. Почему «Маяковский»- это понятно, но почему «Два дня?». Изначально кажется, что речь пойдет о последних двух днях жизни поэта-футуриста, не в первой же серии виден разброс событий с 1930 года до 1911 в обратном порядке. Сначала зрителям предлагается увидеть финал, скрывать его нет смысла, а потом половина жизни Маяковского отматывается назад и вниманию предстают отдельные эпизоды из его юношеской жизни.
Я считаю, что авторы подняли слишком много вопросов и дали на них очень однообразные ответы. Даже после просмотра нет ощущения понимания его творчества и его всей жизни. Наверное, и не должно быть этого понимания. Потому что Владимир Маяковский – это бездна неизвестного и неизученного. То, что мы видим , лежит на самой поверхность, даже его личность через стихи очень тяжело раскрыть полностью. Он необъясним целиком, слишком сложен. Не нужно было даже пытаться ставить вопросы о мотивах его самоубийства, о стиле отношений к Лилей и другими людьми. Потому что образ поэта очень однобоким и вычурным. Нет присущей ему глубины и неизвестности. Режиссеры заинтриговали: решили сообщить, что отгадали все секреты его жизни и неясности, но на деле же оказалось, что запутанных суждений стало ещё больше.
5 из 10
Мое мнение о фильме « Маяковский. Два дня» субъективное это мелодрама, вместо повествования его биографии. В центре сюжетной линии фильма Маяковский и его женщины, и лишь где-то там вдалеке; Маяковский и его друзья. Поэт и его выступления и творчество, Маяковский и его путешествия. Мелодрама тонкая и красивая.
Состав актеров, занятых в фильме – впечатляет, в первую очередь – Чернышев Андрей. Актер Андрей Чернышов, человек по настоящему талантливый, сыгранная роль в этом сериале подтверждение тому. Незначительные огрехи здесь легко списать на то, что Владимир Владимирович - Личность Слишком Большая для воплощения каким угодно гениальным актёром, тут стопроцентного попадания не будет никогда, мне кажется. Но сиять никогда не поздно, поэтому надеюсь, что Чернышова впереди ждёт немало хороших работ, которые позволят ему полностью раскрыть свой мощный потенциал.
В фильме заняты малоизвестные актеры, которые не портят своей игрой впечатление от просмотра картины « Маяковский. Два дня», бездарностей не держат. Хотя, может быть, кому-то было бы интересно узнать, как справился вездесущий «мачо» Дмитрий Нагиев ( персонаж - Давид Бурлюк), хорошо справился, хотя мне показалось, ничего нового не изобразил, держался в своей обыкновенной манере. Но это не в упрёк, нет. Как исполнена роль роковой обольстительницы Лили Брик - прекрасно. Лично я того и другого, что там обоих, всех - представляла себе совсем иначе, но кто сказал, что мои представления сколько-нибудь верны
От сериала я ждала правдивого жизнеописания, отражения трагических поворотов в судьбе и ответа может на главнейший вопрос – почему? Искусство искусством, фактической достоверности никто не отменял. На мой вкус, мало в фильме всяческих дел партийных, революционных, про войну так вообще ни слова. Простите, я не сильна в истории, могу выражаться коряво. Ибо, думается, политическая конъюнктура была одной из главных причин печального исхода, и когда в последней серии начинается откровенное закручивание гаек, когда Маяковского прижимают всё сильнее и безжалостнее, совершенно непонятно - за что? что было до этого? почему всё стало именно так? Могу наивно ошибаться, но думаю, это связано с фигурой постановщика картины, уроженца Украины - отсюда некоторая легковесность фильма в смысле исторического материала. Сериал смотрится вполне приятно и интересно и доставляет большое удовольствие - та самая тонкая и вкусная (потому что со вкусом сделанная) мелодрама.
А может, я неправа, и тезис «Мне необходимо быть любимым больше, чем кому-либо» специально красной линией проведён через весь сюжет и должен стать исчерпывающим объяснением произошедшему.
Осмелюсь порекомендовать произведение поклонникам Владимира Владимировича в надежде, что они не останутся разочарованы. Мы зрители и читатели так мало знакомы с творчеством Маяковского Владимира Владимировича! Жаль.