Как известно, если кино не может что-то показать, выразить, сказать, то это «что-то» показывает, выражает и говорит анимация. Началось все с успеха X-men: содержание, особенно его политический и социальный подтексты, было рассчитано совсем не на детскую аудиторию. Нет, дети, конечно, смотрели, но они видели только картинку, а вот взрослым было над чем подумать.
В итоге к 1993 году одно из подразделений Universal pictures дошло до гениальной мысли: анимацией можно привлечь не только зрителей младше 12 лет, следовательно, обществу нужны недетские мультфильмы.
Результатом воплощения идеи стал Exosquad – первый серьезный научно-фантастический анимационный сериал в стиле комикса, выпущенный в Штатах. Некоторые даже видели в этом проекте «ответ японскому анимэ», заполонившему американский телеэфир (мнение, кстати, имеет свои корни, т.к. создатели Exosquad вдохновлялись несколькими источниками, в т.ч. японским Robotech). К слову сказать, «ответ» получился весомым и, можно даже сказать, самодостаточным.
Немного предыстории сюжета
Далекое будущее.
Люди достигли такого технического прогресса, что начали заселять Венеру и Марс, одновременно терраформируя эти планеты (климат там под себя менять стали, дабы было удобнее и комфортнее, не говоря уже о самой возможности жизни людей вне Земли).
Колонизирование миров осуществлялось с помощью Экзолетов (вроде экзоскелета, увеличивающего характеристики пилота по части силы, а также позволяющего управлять собой мысленно), а само заселение – за счет преступников (их не жалко). И все бы ничего, но появились неосапианты – раса людей, искусственно выведенная с одной целью – помочь в освоении Марса и Венеры. Неосапианты превосходили людей по силе, жили дольше, обладали устойчивостью к любым внешним условиям, потребляли крайне малое количество пищи. Минус был один – способностью размножаться самостоятельно их не наделили.
Колонисты стали ненужным балластом, рудники на дальних мирах оказались заброшенными. Началось образование множества пиратских кланов. Одновременно развивались неосапианты. Сознание формировалось, осознание своей значимости росло. Они стали требовать для себя законных прав.
Ну и, как говорится, «слово за слово» и началась Первая война с неосапиантами.
Собственно, сюжет
Прошло 50 лет.
Восстания подавлены.
Неосапианты успели обзавестись равными с людьми правами, некоторыми привилегиями, многие – даже высокие должности в правительстве. И тем не менее своим положением были довольны далеко не все.
Яркий тому пример – Фейтон – губернатор Марса и, одновременно, главный злодей сериала. Все эти десятилетия он тайно собирал армию, способную отобрать власть у людей и захватить «Ближние миры». Возможность осуществить планы представилась во время всплеска активности пиратских банд, нападающих на торговые суда. Под предлогом сохранения мира и обеспечения безопасности Ближних миров, Фэйтон предложил конгрессу послать основные силы Экзофлота на борьбу с Пиратами в Луне Сатурна (Дальние миры).
Как только главная людская защита в буквальном смысле улетела, Фэйтон приказал своему Неосапианскому флоту атаковать незащищенные Ближние миры и начать их завоевание. План был реализован молниеносно, Фэйтон торжествовал.
Теперь жалкие остатки Экзофлота, утратившего большую часть сил в Дальних мирах, должны сделать все возможное, чтобы свергнуть власть Неосапиантов и освободить человечество.
Взгляд со стороны
В центре внимания взвод экзолетчиков и Джей. Ти. Марш – лейтенант взвода. В течение всего сериала зрители видят операции группы в рамках Второй Неосапианской войны, которые отражают неоценимый вклад бойцов в победу людей. Параллельно раскрываются и развиваются характеры.
Много времени отведено и «сопротивлению» - силам Марса и Венеры. Создатели сериала разворачивают цепочку событий: как и почему началась война, когда произошел переломный момент, каким образом завершилось противостояние.
По четкости сюжетной линии Exosquad идет вровень с X-Men, но есть и отличие: в Эхо-Взводе все взаимосвязано. В сериале нет ни одного «проходного» героя, события, конфликта, которые были бы исчерпаны одной серией, не повлияв на дальнейшее развитие сюжета.
Для большей реалистичности до мелочей продумано изображение войны: крах прежней человеческой цивилизации, возведение концлегерей, «зомбирование» оставшихся в живых посредством официальных СМИ. Боевые операции тщательнейшим образом продумываются. Свое последствие есть у каждого шага и решения. Потери несут обе стороны. В сериале все «по-взрослому».
Реалистичен и образ Фэйтона, в котором, кстати, прослеживается явная аналогия с Гитлером, а у фэйтоновских войск – с нацистами. И губернатор, и его сподвижники были уверены, что именно неосапианты должны занять главенствующее положение в Солнечной системе, а люди должны быть уничтожены, как не имеющие права на существование в принципе, как менее умная, культурная и развитая раса.
И все же, в Эхо-Взводе отсутствует деление на «белое и черное»: лагеря «злых» и «добрых» нет, границы размыты, ведь ошибки, промахи есть у обеих сторон. Люди обращались с неосапиантами, как с рабами, бесчеловечно притесняя их. Но и «новая раса» оказалась ни чуть не лучше, прокладывая путь к своему воцарению через смерть людей-тиранов. Сомнительны бывают и действия главных героев. Как оценить действия Мэтью Маркуса – капитана Экзофлота, - который отдал приказ о буквально самоубийственной атаке на превосходящие силы Неосапиантов? И именно из-за этого шансы победить «новую расу» свелись к минимуму. А обвинение в измене и приговор к расстрелу Джей. Ти. Марша? Что это? Предательство или вспыльчивость? Словом, подумать есть над чем.
Вилл Мениё – исполнительный продюсер Exosquad – говорил, что проект – это своего рода попытка донести до нового поколения правду о трагедии Второй Мировой; показать им, что человек должен нести ответственность перед всем, что им создано, и принимать детищ обратно даже несмотря на ошибки прошлого; что свобода – право всего живого в Мире.
Источники вдохновения
Во-первых, это японское аниме Robotech: именно оттуда была позаимствована идея экзопилотов.
Далее, комикс «X-Men» и «Бегущий по лезвию».
Третье – фильм «Чужие». Мало у кого не возникнет ощущения дежавю при взгляде на команду десанта Экзофлота: это словно те же отвязные морпехи. Да и экзолет Мэгги Вестон кажется срисованным с погрузчика Эллен Рипли.
В общем, что и говорить: источники вдохновения – отличные, реализация идей – замечательная.
Развитие характеров
Персонажи в Exosquad ярчайшие, причем эта характеристика касается не только ОперВзвода, но и всех второстепенных лиц.
Например, по сути, главный герой – это лейтенант Марш. Но вот «приз зрительских симпатий» достался не ему, а начальнику разведки Алек Де Леону – «правой руке» Марша. Или, например, занятный персонаж – Неосапиант Марсела: воевавший за «новую расу» 50 лет назад, более того, бывший ранее лидером повстанцев, сейчас он встал на Экзо-Сторону.
Интересно и то, что наперекор стереотипу «американщины» в Эхо-Взводе и не пахнет тупыми качками, абсолютными злодеями, блондинистыми супергероями на шпильках. У каждого персонажа есть своя жизненная позиция, цель, стремления, для каждого написана история, каждый – личность.
Особенно поэтому пришлись кстати «трейнинг карды» – краткие описания персонажей в конце серий: учитывая, что одна серия Exosquad шла всего 20 минут, на развитие дополнительных линий отведенного времени было явно недостаточно.
Условия показа и цензура
Еще на стадии разработки телебоссы выставили проекту Exosquad целый ряд условий, без выполнения которых сериал не вышел бы на экран.
Например, отсутствие кровавых сцен, смерти и другого рода «жесткача». Думается, именно поэтому Exosquad грешил ляпами типа дыма или огненных взрывов в космическом пространстве. В общем, на самом деле, делая «взрослый» мульт, создатели все-таки рассчитывали прорисовку картинок так, чтобы Эхо-Взвод могла смотреть и детская адитория.
Второе – нецензурной брани нет и в помине. Максимально допустимое и эмоциональное ругательство, которое могли позволить своим героям создатели, – «черт возьми».
Хронометражем проект также обделили: 20 минут на серию – это несерьезно. Собственно, поэтому не стоит удивляться, что сценаристы так и сяк старались упростить и укоротить часть сюжетных линий.
А чего стоит полный провал концовки?.. Впрочем, промах этот тоже вряд ли обошелся без TV-начальства. Последняя серия. Победа в войне. Отличный сценарий. Но нет, был дан намек на продолжение, словно будет 3 сезон, в котором человечество и «новая раса» объединятся для противостояния инопланетному вторжению. То ли это были производственные проблемы, то ли какие-то противоречия между создателями и «боссами» - неизвестно. Но факт остается фактом – продолжения не последовало. С другой стороны, в этом можно разглядеть положительный момент: Exosquad не превратился в очередную развлекаловку для детворы, не покрылся налетом попсы и остался легендарным в памяти «олдфагов».
Вердикт
Эхо-Взвод (хотя, давайте все-таки, наконец, скажем правильно – Экзо-Взвод) – это редчайший образчик анимационного сериала, который отличается глубоким смыслом, выразительностью и многообразием персонажей, а также реалистичностью повествования и вообще всех сюжетных линий. И да, еще: военная, довольно-таки брутальная музыка, сопровождающая ключевые боевые сцены, - она была отличной.
Вообще можно с уверенностью утверждать, что именно мультфильмы уровня Exosquad повышают сознательность и интеллект своей аудитории. Более того, люди, давно уже вышедшие из юного возраста, отрастившие усы, ставшие родителями наконец… Даже они, пересмотрев Экзо-Взвод, заявляют одно: более серьезного и в то же время фантастического мультсериала они еще не смотрели и вряд ли это когда-нибудь случится. За более чем 20 лет Exosquad-у не было брошено вызова, не нашлось хотя бы мало-мальски достоянного конкурента в жанре.
Как итог, скажем одно: Exosquad – лучший фантастический анимационный сериал, произведенный в США.