Не знаю, мне сериал не понравился вообще. Показалось, что авторы переборщили с сюрреализмом. Для простого зрителя все слишком сложно и запутанно. Хотя роман Достоевского был прекрасен. Да и пушкинские "Бесы" тоже были великолепны. Но авторы превратили оригинал в не пойми что. Просто ужас какой-то. Актеры играют удивительно плохо. Я никогда раньше не видел, что при такой постановке так ужасно реализовали себя исполнители главных и второстепенных ролей. Долго ко всему прочему не хотел смотреть этот сериал, но потом решил все же, несмотря на свою неприязнь к роли Николая Ставрогина. Но с этим, судя по всему, пришлось мне мириться, но когда я увидел остальных актеров и их игру, то понял, что надо было бы Ставрогиным ограничиться и оставить этот сериал, ведь он ничего в себе интересного не нес. Слышал, например, что актриса, сыгравшая Марью Тимофеевну очень талантлива, но почему-то режиссеры увидели героиню Достоевского совершенно другой! Я просто не мог выдержать этого ужаса и вырубил сериал. Благо на сизоне проектов много, есть, что посмотреть. Мелькнула так же мысль о том, что многие сейчас знакомятся с произведениями классиков именно по постановкам. И как мне жаль людей, которые пытаются знакомиться с потрясающими произведениями по таким вот фильмам. Авторы не думали вообще ни о чем, когда снимали все так, как решили сами. Хорошо, что у нас еще остались "Преступление и наказание" и "Идиот", от просмотра которых можно получить массу удовольствия! Данная же попытка экранизировать одного из лучших и моего любимого русского классика, на мой взгляд, не увенчалась успехом. Я не разочарован тем, что увидел, нет. За это просто должно быть создателям стыдно! На подходе теперь и "Братья Карамазовы". Их с нетерпением жду, но надеюсь на лучшее!
Пожалуй, в этом сериале больше духа Пушкина, нежели Достоевсского. Я в этом более чем уверен, потому что именно пушкинские "бесы" оказали огромное влияние на творчество создателей этого проекта. Музыкальное сопровождение было создано с прямой отсылкой на стихотворения великого русского писателя. Странно лишь то, что в этом художественном произведении авторы решили полностью отказаться от дневного света. Да, изредка появляются в кадре лучи фонарей и солнечный свет. Припоминается лишь уход СТаврогина в самом финале. Однако стоит отдать авторам должное - ночь здесь выступает основообразующим, смысловым элементом, который играет важнейшую роль. Дневной свет, как оказывается лишний, никому ненужный, да и вообще, портящий картину напрочь. Что касаемо героев? Тут Петр Степанович и Николай Всеволодович мне больше напомнили каких-то подростков, которые решили собраться и обсудить свои грязные делишки друг с другом. С самого старта Верховенский говорит о том, что он чистой воды нигилист, а затем говорит, что он социалист. Тут небольшое расхождение. Непонятно зачем, правда. Изощрения Федора Михайловича позволяли читателям размышлять, но здесь на блюдечке с голубой коемочкой все преподносится, будто бы и напрягаться не нужно особо. Главные герои, как мне кажется, вышли не самыми выдающимися и интересными. На мой взгляд, это основной промах всего проекта.
В общем и целом, сериал можно считать некоторым пособием по тому, как из отличного достоевского и пушкинского произведения сделать какой-то бардак. Мы видим совершенно отторженные друг от друга картины, разрозненные и странные фрагменты, которые теряются и совершенно путают зрителя. Такое ли качество мы ожидали от подобного рода проекта? Не думаю! Для проекта литературного жанра многие элементы неясности вполне оправданы, но мы смотрим проект. Тут нет четкого разделения по главам, мы не можем здесь так отчетливо читать между строчек. Нам приходится долго ждать, чтобы авторы раскрыли перед нами суть происходящего. Если создатели решили сделать что-то величественное, то нужно использовать совершенно новые приемы для экранизации, которые смогут отчетливо передавать всю философию изначального произведения. Перед нами не должен быть сериал, который кажется подделкой или копией оригинала, которая неожиданно для всех потеряла смысл и целостность. Наверное, стоит поучиться у того же Хотиненко, который всегда умело использовал книжный оригинал, чтобы снимать настоящие произведения искусства. Ему удавалось каким-то невероятным образом из расколотых художественных картин делать целостную историю. При этом он не терял смысл. Тебе буквально в душу смотрят и рассказывают то, что было написано в книге. Хроникер же тот, кто сумел понять в этом мире сложные сплетения интриг и вопросов. Но его умом просто так не понять! Ясное дело, что Достоевский продуцировал на хроникере свой образ, образ рассказчика. Разве Достоевский таков? И я говорю не о внешнем облике, а в первую очередь о манере поведения, о манере вышивать по канве повествования. Достоевский-хроникер не полон пафоса и не самоуверен, он и сам сомневается в том, что говорит. Здесь он является тем, кто все знает, все ведает и понимает. Ну и конечно же стремится к большему пониманию!
Знатно повеселила сцена с зонтиком, где участвовали Шатов и Ставрогин. Странно и отвращенно воспринял сцены с Дашей, которая не вышла совершенно. Зачем-то в финале нам включили гимн французских революционеров! Я совершенно в ступор впал. Это выглядело, как минимум, нелепо.
Не знаю, что в итоге про этот сериал сказать. Вроде бы он получился неплохим и местами даже качественным. Не думаю, что карнавальные элементы были использованы в нужном виде. Начальные и конечные титры дают пищу для размышлений! Да и вообще, тут не так все плохо, как вы могли понять по моему рассказу. Есть , на что посмотреть. Радует сцена дуэли, эпизод о Матреше радует, Марья Тимофеевна и Кириллов - на высоте. В общем, проекту можно поставить оценку шесть из десяти с небольшой натяжкой. Все же, можно было бы сделать лучше. Приятного просмотра всем тем, кто решил посмотреть данный сериал.
Ничем невозможно испортить гениальные творения, даже если разговор идет относительно не особенно хорошей экранизации. Мне кажется, что актеры подобраны не особенно удачливо. Роль Лебядкина исполняет мужчина обычного телосложения, но если основываться на роман, то он должен быть, как минимум, тучным.
Естественно, тем людям, которые не читают книги, смотреть будет сложно, так как сразу выплескивается громадный поток имён, лиц, персонажей, которые запомнить всё-таки сложно. Мне и то изначально трудно было определиться, пока полностью «все не разложил по полкам».
Несмотря на незначительные неурядицы, удовольствие от просмотра все-таки я получил. Остается приклонить голову перед Федором Михайловичем!