Посмотрел этот сериал с третьей попытки. Первые два раза начинал смотреть, но не мог больше 2-3 серий, т.к. впадал (извините за откровение) если не в депрессию, то в своего рода стресс, вызванный воспоминаниями детства, юности и молодости. Прежний фильм смотрел ещё в начале 70-х ребенком по ТВ, а после уже в начале 80-х, "крутил" его целый месяц в кинотеатре, где работал киномехаником. Этот сериал сумел посмотреть только когда полностью абстрагировался от сравнения с фильмом Швейцера. Для такого старого "киношника" как я, любое сравнение, даже не с прежним фильмом, ставшим классикой, с великолепными С.Юрским, З. Гердтом, Е. Евстигнеевым и Л. Куравлёвым, а со своими чувствами, которые вызывал (и вызывает по сей день) старый фильм, может показаться чуть-ли не "святотатством". :) Воспринять же этот я сумел, лишь "забыв" тот! И с такой позиции могу сказать, что фильм мне понравился, но не на уровне особого восторга. Чувствуется, что молодые и малоизвестные актёры просто очень (иногда даже чересчур) стараются. Меншиков, ИМХО, очень даже хорош! Он сумел впервые, после Юрского, Гомиашвили и Миронова, создать свой образ Остапа, уже, если хотите, Остапа -2000 х! :) Хотел бы его увидеть и в "12 стульях", где, как мне кажется, он сыграл бы молодого Остапа ещё ярче и выразительней. Касаясь образа Остапа в кино, я позволю себе поделиться тем как неоднократно, в разл. соц. сетях, проходили опросы на тему: "Какой из Остапов лучший, по вашему мнению". При просмотре ответов, я заметил отчётливую тенденцию того, что "лучшим", в подавляющем большинстве, называли того из Остапов, которого видели первым. Лично я не выпал из этой тенденции и "мой Остап", даже не то что лучший, а именно "мой" это конечно же С.Юрский, А. Гомиашвили - молодой Остап, а вот великолепный во всех ролях и фильмах А. Миронов, на съёмки того сериала просто "не пришёл", а сотворил некий бенефис из своих предыдущих ролей. Это моё (и не только) мнение, и я готов принять на себя все виртуальные помидоры, от поклонников Миронова, к числу которых я то же отношу себя, уже 50 лет. НО! Не к фильму "12 стульев". В заключению добавлю пару слов, не связанных прямо с фильмом. В прежнем фильме (Швейцера) есть неск. моментов не по книге, но, ИМХО, очень даже вписывающихся в сюжет роман.Вот один из них. Когда Остап подходил к какому-то учреждению, где было написано: "Вход только для членов профсоюза", вахтёр его спрашивает: "Член?". - Остап: "Член, член! Профсоюз пролетариев умственного труда". :) В книге этой фразы не было, сам проверял.. :) Забавно то, что похожий и не менее смешной случай произошёл (в 80-х) с С. Филлиповым, при его посешении "Дома кино" в Ленинграде. Свидетелем был мой отчим. Вахтёрша, видимо не знавшая Филлипова, спросила его: "Член дома?" На что невозмутимый актёр сразу ответил: "Нет! С собой!" :) И зашел. Представляю себе вахтёршу с открытым ртом! :)
В исполнении авторов Остап циничный романтик. Да, сочетание странное, но именно в этом раскрывается вся широта персонажа. Хотя нет, он не персонаж, он личность. Личность легендарная. В исполнении Юрского или Миронова не достаточно оказалось Бендеру достоинства или чести. В их фразах проглядывается скорее пафосность и позерство. Все действия и поступки Бендера – Меньшикова – это действия настоящего хитроумного мошенника и авантюриста, а не клоуна-неудачника, оставшегося без работы.
Леонид Окунев заслуживает просто шквал аплодисментов, столь правдоподобно сыграть этого маленького, язвительного и даже мерзкого старикашку, казалось просто невозможным. Его персонаж полностью соответствует своему прототипу, живущему на страницах книжного издания.
Картина очень интересна, особенно приятно, что развитие события отодвигается на второй план, а на первое место создатели поставили проблемы полного раскрытия характера. При работе над фильмом создатели не торопясь перелистывали страницы и смеялись от души новыми личностями. Есть и недостатки, в том числе и финал (на мой взгляд), но общее впечатление от картины им просто не под силу испортить.
Мое восприятие советской власти становится все более отрицательным. Воспеваемые ценности кажутся мне двусмысленными.
8 ноября уже ничего не значит для современных людей. О празднике, отмечаемом в этой день, уже никто не помнит, оказывается, что он не столь важен и значителен для обычных рядовых граждан. За исключением Олега Меньшикова, его поклонников, близких и друзей. Ведь именно этот день – день рождения любимого актера. Актер многозначительно молчит на все статьи. Он отвечает всем лишь своей работой и только. Но и самые лучшие работы гениального человека подвергались критике. Причем чаще всего даже более жестокой, чем обсуждение его личной жизни.
Именно такой результат принесло ему исполнение роли Бендера в «Золотом теленке» Ульяны Шилковой. Одаренный и гениальный, талантливый и обворожительный Бендер в его исполнении получил характеристику плоского, недостойного внимания зрителя персонажа. Такой категоричный отрицательный отзыв просто не может не подтолкнуть к просмотру экранизации.
Но совершенно неожиданно Меньшиков предстает именно турецкоподданым. Не стоит думать, что тех, кто любит Остапа именно в этом облике меньшинство. Их много, очень много. Браться сравнивать двух Остапов (Меньшикова и Миронова) дело неблагодарное, а вот обидеть поклонников и того, и другого - можно запросто. Если бы им удалось слиться воедино, то получился бы именно тот самый человек, о котором написали Ильф и Петров в своем произведении. А на данный момент в герое произошло разделение, в результате которого неутомимая деятельность и генерация мысли остались в одной стороне, а лирика и сентиментальность в другой.
Меньшиков стал душой картины, он незримо присутствует в каждом кадре. Без него возможно представить как может выглядеть миллионер или нищий, свободный художник и философ. Все они люди незаурядные, творческие, достойные восхищения. «Золотой теленок» показывает зрителю уже другого Бендера – понимающего, что ему уже не по возрасту мальчишеские глупости. Пора посвящать себя более серьезным делам, серьезнее смотреть ни мир. И только благодаря Олегу Евгеньевичу персонаж стал настолько глубоким и даже трагичным.
Поступки героя приобрели столь недостающие полутона. Он оказывается способен на поступки, не приносящие ни выгоды, ни пользы. Оказывается он тоже способен на любовь. Так, например, великий комбинатор женится на Зосе. Связав свою судьбу с этой женщиной, он не собирается навсегда исчезать, не собирается пользоваться ею или ее положением. В его голосе иногда может померкнуть искра, способная вести за собой. Но это не надолго. Сейчас Великий Бендер немного обдумает ситуацию и «заседание продолжается, господа присяжные заседатели».
Меньшиков просто идеально подходит на данную роль. Его легкость и пластичность превращаются в изящество и элегантность. И уже совершенно не имеет значение в лохмотьях он или в наряде короля. После встречи с Командором никто даже и не вспомнит во, что он был одет, тогда как его манеры, его бескомпромиссность не сможет не запомниться. Его нельзя не любить. Шура, Козлевич, Паниковский неравнодушны к нему, но любит его каждый по-своему. И возможно, даже себе не признается в своем чувстве.
10 из 10
Я не претендую на согласие, на разделение моего мнения. Я получил шанс выразить восхищение любимым актером и сделал это.
Экранизация неожиданная и очень даже хорошая. Все предыдущие версии не смогли передать моего ощущения от чтения книги, а о том, чтобы превзойти ее и речи быть не может. Образ же самого Бендера, скорее, собирательный, чем конкретный. И воплощать его в лице одного актера всегда будет не слишком удачной попыткой. Он всегда будет «чуть-чуть» недотягивать. Хотя Меньшиков из всех возможных – это лучший вариант.
Экранизация кропотливо, бережно и достоверно передает точное содержание великого произведения Ильфа и Петрова. На протяжении всего периода просмотра я пребывал в состоянии блаженной эйфории, а вот финал огорчил. Я консерватор и мне нравится грустный конец великого комбинатора.
Я обожаю не только само произведение, но и его экранизации. Неоднократное перелистывание любимого сериала, каждый раз открывало для меня все новые и новые грани таких знакомых персонажей. И главные, и второстепенные роли в картине - выглядят абсолютно естественно и колоритно, но при этом нет ощущение карикатуры или шаржа.
Не стоит забывать, что Бендер просто блещет афоризмами. И эта его черта идеально точно передана в фильме, за что авторам отдельное спасибо. Поклонники доброго и осмысленного юмора останутся довольны «Золотым теленком». А вот любители спецэффектов, перестрелок и чего-то сверхъестественного просто потратят время и оставят грустный отзыв.
8 из 10