Ответвление замечательного мини-сериала «Сказочник» выдалось достаточно любопытным явлением. С одной стороны, имеется большая схожесть, но с другой – всё уже иначе. Формат нескольких историй, идущих меньше получаса, остался прежним, постоянно начинаясь с рассказчика-актёра и его говорливого кукольного пса, приглашающих зрителя в очередное удивительное путешествие. Ушёл Джон Хёрт, но смена не подвела в лице не менее колоритного Майкла Гэмбона, сумевшего создать тесную взаимосвязь меж собой – знатоком манящих тайн, камерой оператора, подразумевающей нас, и своим четвёроногим товарищем. Сам основатель сериала и выдающийся кукольник Джим Хенсон всё так же приложил руку к визуальной стороне проекта, в буквальном смысле собственноручно создав отличные макеты и грим диковинных существ, однако место сценариста он уже не занял. Заметно, что главному сказочнику здесь не хватило самих сказок, ведь за основу были выбраны древнегреческие мифы. Все мы знаем, что в оригинальной интерпретации это далеко не волшебные истории, а настоящие трагедии, когда вокруг поучительного стержня наращена скоротечная радость и горестный фатум, чья взаимосвязь неотделимо тесна. Любой самый светлый подвиг героя непременно оборачивается несчастьем, ведь даже бессмертные жители Олимпа были не в силах избежать злого рока.
Сохранение изначальной трагичной основы мифов породило общую мрачную атмосферу, лишившую сериал прежней ауры немного страшных, но всё-таки добрых сказок с забавными накладными носами и ушами на актёрах. Вместо уютного камина появился древний каменный лабиринт, куда угодил Рассказчик с мохнатым другом, чтобы бродить по этому опасному месту, находя там предметы, заставляющие припоминать различные истории, приводящие самое славное начало с торжеством светлых чувств и добродушных рвений к частой трагической развязке. Экран наполнен кровью, жуткими ликами монстров, убийствами, сценами страсти, печальной гибелью без права на сказочное воскрешение – прицел взят на юношескую и взрослую аудиторию.
Первый миф рассказывает о минотавре, показывая, что жестокое чудище может неожиданно обнажить человеческое сердце перед самой кончиной, а сильный отважный герой от захлестнувшей гордыни способен незримо превратиться в монстра, который ещё хуже, чем его поверженный рогатый враг. Искореняя зло важно самому незаметно не стать его олицетворением. Персей и Горгона с сёстрами – главные участники второго мифа. Пожалуй, это самое благополучное повествование из четырёх, ведь, несмотря на демонический облик существа, обращающего в камень всё живое, и тяготы, выпавшие на детский период будущего героя, серия воспевает истинную отвагу в юноше, который, возмужав, обрёл храбрость не ради себя или славы, а чтобы позаботиться о своей несправедливо настрадавшейся матери. Следующая серия отведена знакомству с Орфеем и Эвридикой. Через грустную драму, начавшуюся в плодородных лесах, полных музыки с танцами, и завершившуюся в подземном царстве мёртвых со стенаниями душ, словно экранный путь прошёл от тёплой сочной весны до холодной мрачной зимы, авторы отразили неразрывную связь меж творцом и музой, чей союз способен дарить миру нечто прекрасное, но со смертью одной составляющей отмирает и другая. Финальный эпизод повествует о Дедале и Икаре, демонстрируя гениального мастера наказанного своим даром, что злободневно в любую эпоху, когда человек ищущий, тяготеющий к постижению мира и созданию новаторских изобретений, призванных облегчать людские нужды, сталкивается с обратной тёмной стороной своих детищ, отнимающих жизни. Искусственные крылья на воске или сила атома – разницы никакой в тончайшей балансировке на острие ножа меж помощью и наказанием людям.
Таков выдался второй мини-сериал от волшебника и кукольных дел мастера Джима Хенсона. Тональность сменилась, сказочность ушла, но никто и не обещал её в экранизациях древнегреческих преданий. Каждая история увлекательна в неглупом сюжете, акцентирующем внимание на и поныне актуальных вещах, несмотря, что люди уже давно не облачены в тоги, а монстры растеряли прежний гротескный вид, неизменно оставив только чудовищные поступки, достойно разыграна в приятном актёрском составе, который действует словно в театральных декорациях, чтобы не оттенять внимание от игры лицедеев и подчёркивать натуральные макеты с интересным гримом. Это всё стоит того, чтобы отправиться в загадочный лабиринт, куда четыре раза приглашает Рассказчик со своим ушастым пёсиком. С такими провожатыми точно не потеряешься и не заскучаешь.