Прозвучит, наверное, шаблонно, но я все-таки скажу. Фильм не простой, но книга намного увлекательнее и содержательнее. Конечно, произведение книжное не сравнится с форматом кино. Это я понимаю, но почему же в сериале автор не раскрыл саму суть старообрядцев, их веру, принципы жизни. Жители общин вели себя строго и сурово, не изменяли своим принципам, имели жесткую иерархию. Но ведь не только в этом их сила. Они ведь еще и как люди были надежными. Об этом нужно тоже говорить. Да, они были непростыми, но уж точно не подводили. Но странно то, что здесь старообрядцы были показаны не самым лучшим образом. Быть может, такова и была задумка, и с высоты своей философии и знаний, было желание рассказать не просто о старообрядцах, а о тех, какими они стали, как повлияла на них жизнь. Ведь и период-то выбран не далекий. И вполне вероятно, здесь не было задачи искать саму суть, а скорее все наоборот, было показано, к чему уже все это привело.
Мы видим, что их община – это своя страна внутри большой страны, пусть она не масштабирована, но это все-таки модель управления и жизни. Здесь также есть свой управленец, тиран, свои «политические ведомства», свои общинные интриги, которые, по сути, не приводят к чему-то новому, это сложившаяся система, которая не стала лучше.
Эта система работает духовно неправильно, религиозно некорректно. Приведу аналогию не из этого фильма. Например, сравнив подход немки Елизаветы Федоровны в своей обители, её благочестие, с повелением некоторых представителей церкви, понимаешь, что есть религиозность и вера. Это не просто что-то непонятное, включающее определенные принципы, это то, что должно чувствоваться в душе. Вот в этом фильме мы видим искаженную тоталитарную систему, где старцев назвать святыми я не могу. Религиозный подтекст здесь ближе к запаху свечи, нежели к душе. Попытка все сроднить с религией здесь мне не понравилась. Кто знает, быть может, это и было одной из причин того, что кинокартина «Хмель» далеко не частый гость на каналах. Опасность заключается в том, что многие религиозные общины могут перейти и вовсе в секту. А мысли человека могут завести далеко. Со многими общинами старообрядцев, которые оказались в Сибири, происходил не самый лучший метаморфоз. Раньше представителей общин отличала строгость, но после мы видим, как они уже стали изуверами.
Работа получилась интересной и тяжелой. Не понравилось, что режиссер поставил на роль Ефимии свою дочь Марину Трегубович. Я не против семейного дела, но дочка совершенно не вытянула роль. Марина – замечательная актриса, но здесь чувствовалось, что не хватало опыта, что девушка лишь начитывала текст. Отец оказал на неё сильное влияние, она талантливая. Но в данном фильме, её играла не впечатлила.
Из плюсов отмечу замечательную природу, прекрасные образы старообрядцев, их длинные бороды. Но самое главное, что здесь были подняты важные темы. И мне еще кажется, что автор хотел донести до зрителя, что данный фильм стоило перенести на современную реальность. К тому же снят проект был как раз в 1991-ом году.