Редко можно встретит в отечественном кинематографе такие достойные работы. Сейчас создатели кино практически не придерживаются правдивости в историческом вопросе, позволяя себе вольное отношение как к исторически фактам, так и к персонажам. Такие фильмы смело можно называть обыкновенной халтурой, которые не представляют никакой ценности и будут малоинтересны для мало-мальски образованного зрителя. Что-то снимается по голливудским шаблонам, что-то – корректируется под хозяина кинопроекта, что-то – в угоду критикам, но так мало снято фильмов для народа!
Николай Досталь смог сделать то, что, к сожалению, большинству отечественных режиссеров, уже просто не под силу – снять качественное историческое кино. Он смог сделать это без фальши, назидания или нравоучений.
Кино от Досталя получилось на редкость мудрым, проникновенным и вдумчивым, без надоевших штампов и заигрываний с публикой. В каждом слове, в каждом жесте персонажей чувствуется глубина и какая-то самобытная красота. Я не смог вспомнить ни одного исторического фильма, который смог бы так правдиво и в то же время красиво отобразить определенный исторический отрезок нашей страны. Свою историю, без всякого сомнения, нужно не только знать, но и уважать!
Больше всего в «Расколе» меня поразили диалоги. Чувствуется такое тонкое, бережное, я бы сказал, ювелирное отношение к каждому слову. Фразы поражают своей осмысленностью и взвешенностью. Я даже не представляю, какую кропотливейшую работу проделали сценаристы, которые смогли так точно предать язык церковнослужителей, простых людей, царя. Очень точно была отображена одежда, предмета, весь уклад того времени. Это же огромный объем работы!
Мне очень нравится, как Досталь подходит к работе. С каждой своей новой работой этот режиссер растет и матереет. Очень жду выхода его фильма на DVD. У меня уже есть в домашней коллекции его фильм «Завещание Ленина», который произвел на меня такое же сильное впечатление, как и «Раскол». Хочется сказать большое спасибо всем создателям этого чудесного фильма, у которых хватило силы и смелости запустить такой мощный проект. Очень хочется, чтобы этот фильм показывали по всем каналом, и с ним могло ознакомиться как можно большее число зрителей!
И еще немного о фильме. Я не считаю себя человеком верующим, а потому смог обратить внимание на количество перекрестий. Понимаю, что это был непременный атрибут того времени, но все-таки слишком уж перебрали с этим делом. Более важным считаю тот момент, что «Раскол» по своей сути не является пропагандой православия. Скорее, после его просмотра возникает много вопросов к РПЦ.
Уверен также, что после просмотра фильма число верующих в Бога людей не увеличится. Скорее всего, именно так и было задумано автором фильма.
Поначалу я начал смотреть этот сериал без особой надежды на что-то действительно захватывающее. Согласитесь, в наше время уже не встретить добротно сделанное отечественное историческое кино. То исторические факты были нагло перевернуты, то актеры с современными зажравшимися лицами портили кадр, но удовлетворения от просмотра подобных фильмов я совершенно не испытывал. И вот случилось чудо – наконец-то я наткнулся на достойную киноленту!
Особенно меня подкупает в «Расколе» тот факт, что сценаристы максимально точно придерживались исторических реалий, и потому этот фильм не вызывает чувства отвращения от созерцания современных подделок. В этом фильме можно окунуться в быт наших далеких предков, живших в середине 17 века, в период Никоновских реформ.
Все события описаны без излишней надуманности или фальши. Наверное, поэтому веришь, что тогда люди могли отдать жизнь за веру в Бога! Страдая от всевозможных лишений, сидя в ямах и умирая с голода, они продолжали истово молиться и просить прощения. Очень хорошо описано, как зарождались реформы, какое влияние они оказали на то общество и Церковь, разделив всех верующих на «никониан» и «старообрядцев». Но также очень трогает все события, все личные драмы, происходившие с героями.
Отдельно хочу сказать об актерском составе – он очень органично вписан в общую картину России того времени. Точно подобраны типажи главных действующих лиц, они не вызывают чувство отторжения и неприятия у зрителя. Также кинолента радует отсутствием любого намека на пафос или же ненужной недосказанности, которая так характерна для современного кино.
Костюмы, предметы быта, убранство самих деревень, традиции, общение – все это очень близко к тому, что царило в Руси несколько столетий назад. Больше всего меня поразила музыка! Живые музыкальные напевы так трогают за душу! Они не дают нам забывать, откуда и кто мы…
На самом деле об этом фильме можно разглагольствовать очень много. Я же хочу от себя лишь добавить, что режиссер Николай Досталь вместе со всей своей съемочной командой смог сделать живое, настоящее кино, в котором идет речь о простых земных чувствах, о нашей с вами родной русской земле. Это по-настоящему сильное кино, которое не может не растрогать даже самого скептичного зрителя!
Историческая эпопея о реликтовом времени, когда у людей были принципы. В наше время с этим большие проблемы. Цивилизация комфорта превратила убеждения в предрассудки, а жертвенность в абсурд. Нынче в фаворе комфорт.
На фоне суетливых и ядовитых, как выхлопной газ, телевизионных развлечений Досталь вновь спасает кислородной маской своего живого искусства. В этот ней является раз сериал. В его героях — презумпция духовности: персонажи живут и умирают идейно. Как у режиссёра получается при таком наивном посыле остаться настолько убедительным — тайна его дарования. Но преследуемые властью верующие фанатики протопоп Аввакум (А. Коротков) и его верной Марковной (Д. Екамасова) непредсказуемо вдохновляют - тщетность власти против крепости духа. Примерно так… Потрясающая игра!
Создатели называют свою картину фреской. Она и действительно, как создание богомаза, имеет моменты жанровой условности. Так повседневная речь в общении героев почти не существует. Даже в опочивальне они говорят высокопарно, совершенными не сокращенными предложениями. Да и бытовой аспект показан довольно скупо. Создается впечатление, что Досталь в какой-то степени игнорирует историческую герменевтику. Нам как бы заведомо отказано в праве на полную идентификацию с людом 17-го века. Повествование идет в определенной хорошо подобранной близости. Доступно, но без фамильярности. Следовательно, внимание зрителя все время подвергается исправлению автором снизу вверх.
Положительное мнение так же дала серьезная актерская игра. Многим это удается. Очень красочный патриарх Никон (В. Гришко) — наиболее реальный в психологическом плане герой. Активный и самолюбивый, он переоценил свою харизму. Целостный в своей двойственности царь Алексей Михайлович (Д. Тихонов) — трагедия нравственной личности во власти. Весьма зрелая точка зрения на политику. К тому же в фильме большое количество деятелей церкви с несвойственными ей грамотными лицами. Возможно, таким им и нужно быть?
С натурой поработали тоже удивительно хорошо. Монастыри, избы, палаты — все эти образы с первого взгляда довольно натуральны. Художники по костюмам настолько амбициозно подошли к проекту, что спокойно могут ввести новую моду под брендом «Raskol».
О недостатках. Произведение, несмотря на все, носит твердый исторический подтекст. Временной диапазон действий - два десятилетия. Поэтому очень были бы, кстати, текстовые датирование и уточнения географического расположения. Субтитровые подписи исторических персонажей были бы тоже очень кстати. Трагические упоры и , что очень важно, маленький бюджет фильма явно уменьшили размах и антураж сцен с битвами. Очень жаль, так как это важная часть цивилизации.
Но все это детали. Произошло важнейшее. Россия оглянулась. Она вспомнила. И это очень важный аспект.